В чем нуждаются и чего хотят младенцы

Страница 1

С ПЕРВЫХ минут появления на свет малышу необходима нежность, любящая забота и ласковые прикосновения. По мнению некоторых врачей, именно первые 12 часов жизни новорожденного являются решающими. Как утверждают педиатры, все, что необходимо матери и ребенку, и все, чего они желают в первые минуты после родов,— «это не сон и не еда, а возможность нежно прижаться друг к другу, ощутить радость прикосновения, посмотреть друг другу в глаза и услышать родной голос».

Родители ощущают естественную потребность брать ребенка на руки, обнимать его, ласкать, прижимать к себе. Благодаря этому у младенца развивается тесная привязанность к родителям, и он начинает отвечать на их знаки внимания. Узы, объединяющие родителей и детей, настолько крепки, что побуждают родителей идти на большие жертвы ради своего чада и без устали заботиться о его благополучии.

Без родительской любви младенец может буквально зачахнуть и умереть. В связи с этим некоторые врачи считают, что ребенка важно отдавать матери сразу же после родов. Они советуют не прерывать первое общение матери и ребенка и позволить им побыть наедине друг с другом по меньшей мере 30—60 минут.

Несмотря на распространенность этого мнения, в некоторых больницах обеспечить такое ранее общение бывает довольно трудно, а порой даже невозможно. Нередко ребенка забирают от матери сразу же после родов, стараясь предохранить его от инфекции. Однако, по некоторым данным, вероятность возникновения смертельных инфекций уменьшается, когда новорожденный остается с матерью. Сегодня все больше больниц создает условия для того, чтобы сразу же после родов позволить матери и ребенку подольше побыть вместе наедине.

Первые волнения

Мать и ребенок

Некоторые матери не испытывают эмоциональной привязанности к своему малышу, когда они видят его первый раз. Возможно, они даже боятся, что не смогут полюбить его. Надо признаться, что не все матери полюбили своих малышей с первого взгляда. Но беспокоиться не стоит.

Даже если материнская любовь, образно говоря, запаздывает, она может пробудиться позже. «Условия, в которых проходят роды, не могут ни улучшить, ни ухудшить вашего отношения к ребенку»,— говорит одна опытная мать. И все же, если вы ждете ребенка и испытываете беспокойства, было бы мудро заранее поговорить с акушером. Скажите ему о том, когда и сколько времени вы хотите побыть с малышом после родов.

«Поговори со мной!»

По всей видимости, существуют определенные возрастные периоды, во время которых ребенок обладает особой чувствительностью к тем или иным раздражителям. Но такой период длится лишь определенное время. Например, в раннем возрасте ребенок очень быстро осваивает язык и даже не один. Однако примерно к пяти годам этот наиболее благоприятный период для овладения речью, очевидно, заканчивается.

После 12—14 лет изучение языков, как правило, дается ребенку с большим трудом. По словам педиатра-невролога Петера Хуттенлохера, в этот период «концентрация и число синапсов в области мозга, отвечающей за речевые способности, уменьшается». Как видно, первые несколько лет — самое подходящее время для развития речевых способностей детей.

Но как маленьким детям удается овладеть этим выдающимся искусством — способностью говорить,— которое столь необходимо для их дальнейшего умственного развития? Главным образом через устное общение с родителями. Младенцы обладают особой чувствительностью к звукам, которые издает человек. «Ребенок . подражает голосу своей матери»,— говорит Барри Эронз из Массачусетского технологического института. Но интересно, что дети подражают не всем звукам. По словам Эронза, ребенок «никогда не станет подражать скрипу колыбельки, в которой убаюкивает его мама».

Во всех странах и народах манера общения родителей со своими малышами очень похожа. Когда ребенок слышит нежный голос матери или отца, его сердце начинает учащенно биться. Считается, что такое ласковое общение помогает ребенку быстрее связать слова с понятиями, которые они обозначают. Не говоря ни слова, малютка просит: «Поговори со мной!».

«Посмотри на меня!»

Было установлено, что приблизительно в первый год жизни у младенца развивается особая эмоциональная привязанность к тому, кто о нем заботится,— как правило, к матери. Если их привязанность друг к другу достаточно крепкая, ребенку впоследствии будет легче ладить с окружающими по сравнению с теми детьми, у которых отсутствовала подобная близость с матерью. Считается, что такая привязанность ребенка к матери должна сформироваться до трех лет.

Но что, если ребенок не получит необходимого внимания в этот решающий период, когда его мозг наиболее восприимчив к влиянию извне? Вот что по этому поводу сказала Марта Фаррелл Эриксон, которая в течение 20 лет наблюдала 267 матерей и их детей: «Недостаток внимания медленно, но верно разрушает душевное равновесие ребенка, отбивая у него всякое желание и потребность общаться с другими людьми и знакомиться с окружающим миром».

Страницы: 1 2 3

Дополнительные материалы

Острый типичный приступ
Поскольку ведущим в его па­тогенезе является бронхоспастический компонент, наиболее эффективны в этом случае β-адреномиметики. Нетяжелые приступы нередко удается купировать у старших детей введе­нием 2 ингаляционных доз патентованных селективных β-адреномиметиков (алупент, астмопент, сальбутамол и др.), а у детей раннего возраста — принудительной ингаляцией тех же препаратов через маску с помощью аэрозольного ингаля­тора АИ-1 или ПАИ-1. При отсутствии эффекта вводится 0,1% раствор ад ...