В чем нуждаются и чего хотят младенцы

Страница 2

Желая наглядно показать, к каким серьезным последствиям приводит недостаток эмоционального общения, психиатр Брус Перри из Техасской детской больницы сказал: «Если бы меня спросили, что было бы страшнее для шестимесячного ребенка: сломать ему все кости или в течение двух месяцев игнорировать его эмоциональные потребности, я бы сказал, что первое было бы для него более гуманным». Почему? Как считает Перри, «кости могут срастись, но вот если ребенка на два месяца лишить важнейшей стимуляции деятельности мозга, это навсегда нарушит его мозговые функции». Не все согласятся с тем, что вред в этом случае столь непоправим. И все же, как показывают научные исследования, положительная эмоциональная среда крайне необходима для полноценного развития ребенка.

Как говорится в книге «Младенцы», «по сути [дети] готовы любить и желают быть любимыми» («Infants»). Часто, когда малыш плачет, он тем самым умоляет родителей: «Посмотрите на меня!» В ответ родителям важно проявлять нежность. Тогда ребенок будет знать, что он способен сообщить другим о своих потребностях. Так он приобретает первые навыки общения с окружающими.

«А не избалую ли я своего ребенка?»

Но возможно, вы спросите: «А не избалую ли я своего ребенка, если каждый раз буду откликаться на его плач?» Да, такое может случиться. На этот счет существуют различные мнения. И поскольку у каждого ребенка свои особенности, родители должны сами решить, как лучше всего действовать в этом случае. Тем не менее, как показывают недавние исследования, если младенец голоден, испытывает дискомфорт или расстроен, системы, реагирующие на стресс, начинают вырабатывать в его организме гормоны стресса. Свои неприятные ощущения ребенок выражает плачем. Считается, что, если родители откликаются и удовлетворяют потребности малыша, они тем самым содействуют формированию в мозге ребенка клеточных связей, которые помогут ему научиться самому успокаивать себя. По словам педиатра Меган Гуннар, у малышей, которые не обделены заботой и вниманием, уровень гормона стресса (кортизола) значительно меньше. И даже когда такой малыш чувствует беспокойство, стресс-реакция проходит у него намного быстрее.

«Кроме того,— отмечает Эриксон,— малыши, на плач которых быстро отзывались, особенно в первые 6—8 месяцев, плакали гораздо меньше, чем те, которые оставались безутешными». Но не стоит реагировать на плач ребенка одинаково. Если при каждом крике вы начинаете его кормить или брать на руки, вы легко можете его избаловать. Иногда достаточно просто показать, что вы услышали его плач, сказав ему несколько слов; или подойти к малышу и шепнуть ему что-нибудь ласковое на ушко. Его также можно успокоить, если погладить по спинке или животику.

«Обязанность детей — плакать»,— гласит одна восточная пословица. Плач для малыша — это основная возможность сообщить другим, чего он хочет. Как бы вы себя чувствовали, если бы все ваши просьбы постоянно игнорировались? А что будет чувствовать ваш малыш — совершенно беспомощный,— если все его призывы остаются незамеченными? Но кто должен отзываться на его плач?

Кто позаботится о ребенке?

Как показал недавний опрос, проведенный в Соединенных Штатах, за 54 процентами детей с рождения до третьего класса регулярно ухаживают лица, не являющиеся их родителями. Во многих семьях обоим родителям приходится работать, чтобы свести концы с концами. Тем не менее многие матери по возможности берут декретный отпуск, чтобы в течение нескольких недель или месяцев самим заботиться о своих новорожденных. Но кто будет заботиться о ребенке в дальнейшем?

Здесь, конечно же, не может быть жестких правил. Тем не менее важно помнить, что в этот решающий возрастной период ребенок все еще очень раним. Обоим родителям необходимо со всей серьезностью подойти к решению этого вопроса. Нужно внимательно рассмотреть все возможные варианты.

«Становится все более и более очевидным, что даже самые лучшие программы, направленные на воспитание детей, не могут восполнить ребенку время, которое ему необходимо провести с родителями»,— говорит Джозеф Занга из Американской академии педиатрии. Некоторые специалисты обеспокоены тем, что малыши в детских садах и яслях не получают должного внимания со стороны воспитателей.

Мать и смеющийся малышНекоторые работающие матери, осознав, насколько важны потребности ребенка, решили, что им было бы лучше остаться дома, чем позволить другим людям воспитывать их детей. Одна мать сказала: «Я ощущаю чувство глубокого удовлетворения, которое, как я абсолютно уверена, не может дать мне никакая другая работа». К сожалению, трудное экономическое положение не позволяет всем матерям сделать такой выбор. Многим родителям не остается ничего другого, как отдать ребенка в сад или ясли; поэтому они стараются проявлять как можно больше любви и внимания, пока находятся вместе со своим малышом. У многих работающих родителей-одиночек выбор в этом вопросе также не велик, тем не менее они прилагают неимоверные усилия, воспитывая своих детей,— и надо сказать, успешно справляются с этой нелегкой задачей.

Страницы: 1 2 3

Дополнительные материалы

Особенности течения паратифов А и В.
Течение паратифов А и В несколько отличается от клиники брюшного тифа как своими начальными симптомами, так и дальнейшими проявлениями. Однако достоверное их распознавание возможно лишь на основе данных бактериологических и серологических исследований. Паратиф А чаще развивается быстро с появления катаральных явлений со стороны верхних дыхательных путей. У больных наблюдается гиперемия лица, инъекция сосудов склер, герпес на губах. Лихорадка имеет неправильный характер или ремитирующая, соп ...