Что мы должны лечить в каждом пациенте

Страница 1

(1958)

Только

лечение, ставящее своей целью разрешение психосоматических про­блем пациента, соответствует основополагающим принципам теории Ганемана.

Одновременное назначение нескольких лекарств свидетельствует о локальном или органическом понимании сущности болезни, а, следователь­но, противоречит теории гомеопатии. Когда врач точно знает, что именно он должен лечить, ему становится ясно, что в каждом конкретном случае он должен

назначить только одно лекарство, направленное на активизацию за­кона исцеления.

Каждому лекарству Materia Medica соответствует свой собственный уни­кальный тип личности, т. е. полная совокупная биологическая реакция, ана­логичная той, которая происходит из глубинных слоев организма, где пси­хические и физиологические импульсы сливаются в ядре воли.

С первых шагов развития медицины Гиппократ подчеркивал, что в основе симптомов пациента лежит гуморальная дискразия, которая обусловливает его

уникальную патологию с бесконечным количеством индивидуальных вариаций. По Ганеману, объектом лечения является не больной орган и не местное повреждение, а болезненная динамика, которая обусловливает осо­бенности и определяет структуру отдельной личности.

Клинические обследования, которые прекращаются с обнаружением ос­лабленного или больного органа, т.е. ограничиваются физикальным или любым

другим обследованием и картиной патологических симптомов, в луч­шем случае приводят к постановке частичного диагноза в отдельный момент болезни, как бывает при остром заболевании или любой текущей патологии. Однако

их недостаточно, чтобы понять суть конституциональной болезнен­ной динамики, которая проходит через всю жизнь пациента и может быть установлена лишь на основании характерной целостности индивидуума.

Умом современный врач осознает, что он должен помогать пациенту, а не болезни; он знает, что не существует картезианского разделения на душу и тело,

а только жизненный динамизм, который одновременно выражается и на физическом, и на психическом уровнях. Он понимает, что пациент болен не астмой и не язвой желудка, возникшими вследствие психических или нервных нарушений, его болезнь - нарушение жизненной силы, выражаю­щее себя на органическом (физические нарушения) и психологическом (мо­ральные конфликты) уровнях. Если врач действительно хочет понять дина­мизм болезненной конституции, порождающий оба уровня, ему необходи­мо глубоко осознать, что эти, на первый взгляд отдельные, а на самом деле тесно связанные процессы являются реальным выражением одного и того же феномена. Как писал Ганеман, психические заболевания — это заболевания тела, чье выражение маскируется психическими симптомами.

Даже современная психосоматика разделяющая человека на душу и тело, хорошо знает, что человеческое существо думает и чувствует всей своей био­логической сущностью, а психологические симптомы - это не что иное, как часть этого биологического выражения.

Исследование бессознательных механизмов, определяющих жизненную позицию пациента и его поведение, показывает, насколько точно психоло­гические и физиологические феномены соответствуют друг другу, таким об­разом дискредитируя разделение на психологию и органическую медицину. Как гласит афоризм Гиппократа, consensus unus, conspiratio una — тело явля­ется единым органом, а жизнь - его единой функцией.

Чисто аналитическая и органическая медицина убедила людей, что бо­лезнь можно вылечить с помощью лечения или удаления больного органа.

Эффективность так называемой телесной медицины связана с частичным подавлением патофизиологических выражений болезни. Однако в результа­те такого лечения болезненная энергия, вместо самопроизвольного подчи­нения центробежному закону исцеления, движется обратно и усиливает бо­лезнь на более глубоком уровне, вызывая усиление психических заболева­ний и способствуя злокачественным перерождениям, которые так широко распространены в наше время.

Для того чтобы по-настоящему распознать текущее заболевание, врач ни­когда - абсолютно никогда - не должен пренебрегать полной историей жиз­ни пациента: его занятиями, обстоятельствами жизни, нравственностью и характерными чертами личности.

Мы должны лечить не текущее заболевание пациента, а глубокое внутреннее состояние личности, которое вызывает именно такое патологическое выраже­ние. Каждый день производится множество операций на желудке, печени и кишечнике, операций, которых можно было бы избежать, если бы «моральное состояние и жизненная позиция» этих пациентов были полностью поняты. Человек не является организмом, но он обладает организмом, служащим для выполнения его личностных, жизненных целей, в основе которых лежит взаи­модействие биологических импульсов, руководимых нравственным сознанием. Гомеопат должен уметь понять эту главную, истинную причину болезни, поскольку больной не вылечится до тех пор, пока не восстановится гармония индивидуума в целом и не будут выкорчеваны все симптомы. В параграфе 11 Органона Ганеман пишет: « .только жизненная сила, рас­строенная враждебным жизни динамическим влиянием . может сообщить телу неприятные впечатления и нарушить его правильную деятельность, то, что мы называем болезнью .».

Страницы: 1 2 3 4 5

Дополнительные материалы

Оболочки спинного мозга
Рис. 4. Оболочки спинного мозга (meninges medullae spinalis). Поперечный разрез на уровне межпозвоночного диска. 1-твёрдая оболочка спинного мозга; 2-эпидуральное пространство; 3-паутинная оболочка; 4-задний корешок спинномозговой нерва: 5-передний корешок; 6-спинномозговой узел; 7-спинно мозговой нерв; 8-подпаутинное (субарахноидальное) пространство; 9-зубчатая связка. Снаружи спинной мозг окружен тремя оболочками. Наружная - твердая оболочка спинного мозга фиксирована связочным аппарато ...