Физиологические основы зрительных иллюзий восприятия размера

Страница 3

Рис.

9,5. Иллюзия Понцо, или иллюзия железнодорож­ных путей Рис.

9,5. Иллюзия Мюллера-Лайера, или иллюзия стрелы

Рис.

9,6. Рисунок Геринга, или иллюзия веера Рис.

9,7. Влияние фона, вызывающее искажение фигуры

Рис

. 9,8- Наконечники стрел Мюллер-Лайера без древков.

Иллюзия сохраняется, хотя и становится более лабиль­ной.

ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛЛЮЗИЙ

1. Глазодвигательная теория. Эта теория предполагает, что те детали рисунка, которые вызывают иллюзию, заставляют глаза смотреть в «неправильное» место.При иллюзии стрелы считается, что глаза посредством наконечников уводятся от линии в сторону, благодаря чему длина линий воспринимается неверно; или—альтернативная теория,— что глаза отвлекаются на внутреннюю часть рисунка. Однако это неверно. Изображение стрел можно зафиксировать на сетчатке с помощью специального оптического стабилизирующего устройства (или еще проще — при рассматривании последовательного образа рисунка, который остается после яркой вспышки фотографической лампы), тогда движения глаз не могут перемещать изображение по сетчатке, тем не менее иллюзия сохраняется и не слабеет. Глазодвигательная теория иногда формулируется в несколько иной форме, может быть, с целью преодолеть эти трудности. В этом варианте теории предполагается, что искажения вызывают не действительные движения глаз, а тенденция совершать глазные движения. Мы мо­жем с уверенностью отказаться от этих объяснений по следующим соображениям. Глаза могут двигаться или иметь тенденцию к движению в данный момент лишь в одном направлении, между тем как искажения рисунка могут происходить в одно и то же время в любом числе направлений. Рассмотрим пару стрел на рис. 9,4. Первая стрела удлиняется, а вторая укорачивается в одно и то же время. Каким образом движения глаз - или тен­денция к движениям — могли бы быть причиной этого явления, если они могут происходить лишь в одном на­правлении в данный отрезок времени? Доказательства в пользу глазодвигательной теории отсутствуют.

2. Теория ограниченной остроты зрения. Иллюзия стрелы анализируется следующим образом. Если бы острота зрения была так низка, что при рассматривании стрел мы не могли бы ясно видеть углы наконечников, то следовало бы ожидать, что стрела с расходящимися концами наконечников будет восприниматься как более длинная, а со сходящимися концами—как более короткая, чем они есть в действительности. Этот эффект можно продемонстрировать при помощи куска кальки, наложенного на рисунок, чтобы затруднить его рассмат­ривание, но тогда мы увидим лишь небольшое измене­ние длины стрел. Однако эта теория может быть отверг­нута, поскольку влияние этого фактора слишком незна­чительно. Кроме того, эта теория не применима к дру­гим рисункам.

3. Теория нарушения работы зрительной системы. Эта теория утверждает, что определенные формы вы­зывают нарушение перцептивной системы. Она принад­лежит к числу тех, увы, слишком распространенных в психологии «теорий», которые представляют собой не более чем довольно необоснованное утверждение того, что мы хотели бы объяснить. Эта теория не дает и на­мека на то, почему перцептивная система должна при­ходить в расстройство под влиянием именно таких, а не иных форм, или почему это нарушение должно приво­дить к искажению рисунков только в определенных на­правлениях. Чтобы быть полезным, объяснение должно соотнести исследуемые явления с другими явлениями, однако данная теория иллюзий ни с чем их не соотно­сит и таким образом ничего не дает нам для их понима­ния. Мы можем отбросить эту теорию просто потому, что она даже и не приступает к объяснению иллюзий.

4. Теория сопереживания. Эту теорию предложил Теодор Липпе. Она исходит из идеи американского психо­лога Р. X. Вудвортса. Идея заключается в том, что на­блюдатель отождествляет себя с частью рисунка (или, скажем, с колонной строения) и эмоционально включает себя в ситуацию, так что его зрительное восприятие искажается, поскольку эмоции могут нарушать интел­лектуальную оценку. В случае иллюзии стрелы следует предположить, что стрела с расходящимися концами на­конечников эмоционально вызывает ощущение растя­жения, и мы воспринимаем ее удлиненной.

Безусловно, очень толстая колонна, поддерживающая узкий карниз здания, кажется некрасивой; возможно, наблюдатель в воображении ставит себя на место этой колонны подобно тому, как Геркулес снял тяжесть неба с плеч Атласа, прежде чем превратить его в камень. Кариатиды греческих храмов являются во­площением (и довольно буквальным) этой идеи в архи­тектуре. Однако, несмотря на непосредственное отноше­ние к эстетике, эти рассуждения вряд ли можно всерьез принять за теорию иллюзий. Рисунок стрелы, например, вызывает искажение восприятия при любом настроении и продолжает вызывать ту же иллюзию и тогда, когда всякие эмоциональные переживания исчезают из-за од­нообразия впечатлений. Возможно, что сильные эмоции влияют на восприятие, но все, кроме тех, кто защищает эту теорию, считают, что эти рисунки лишены какого-ли­бо эмоционального содержания. Более серьезное возра­жение состоит в том, что искажения зрительного вос­приятия в сущности одни и те же у всех наблюдателей, хотя их эмоциональные состояния весьма различны

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Дополнительные материалы

Психогенно-психотический синдром
В клинике психогенно-психотическому синдрому соответствуют реактивные психозы. Реактивные психозы представляют собой разнооб­разные в клиническом отношении расстройства психо­тического уровня, возникающие в результате действия психических травм, превышающих адаптационно-ком­пенсаторные возможности индивидуума. Одним из ха­рактерных качеств этой группы психических расстройств является их временный и обратимый характер. Вместе с неврозами они составляют группу реактивных состоя­ний. Однако пато ...