Физиологические основы зрительных иллюзий восприятия размера

Страница 7

Второе утверждение — то, что механизм констант­ности работает в соответствии с видимым расстоянием, как это гласит закон Эммерта,— оспорить труднее, и оно поддерживается крупными специалистами. Так, Ительсон, цитируя для подкрепления своей точки зрения пя­терых выдающихся психологов, которые работали над этой проблемой, говорит следующее: «Константность, по общему мнению, зависит от нашей собственной оценки расстояния». Тем не менее я буду оспаривать это утверждение, так как уверен, что оно не только ошибоч­но, но и задерживает развитие адекватной теории.

Рисунки, вызывающие иллюзии, как правило, ка­жутся плоскими; верно также и то, что механизм кон­стантности работает в соответствии с видимым расстоя­нием, как это утверждает закон Эммерта, однако из это­го не следует, что константность непременно связана с

видимым расстоянием. Есть все основания думать, что константность регулируется признаками глубины, даже если им противоречат другие детали рисунка, как это, например, происходит, когда рисунок с перспективой или рисунки, вызывающие иллюзии, изображены на грубой бумаге. Если бы мы могли показать, что это именно так, тогда мы объяснили бы иллюзии и узнали бы нечто но­вое относительно механизма константности.

Теперь мы должны рассмотреть еще одну группу фактов, доказывающих, что неадекватное действие меха­низма константности может вызывать искажения вос­приятия рисунка. Это заставит нас заняться технически­ми и довольно сложными вопросами, но вот эти факты.

1. Мы можем взять рисунки с двойственным восприя­тием глубины. Эти рисунки (например, куб Неккера, рис. 1,4) вызывают попеременно то одно, то другое восприятие глубины и даже то один, то другой сетчаточный образ, хотя входная информация остается неиз­менной. Теперь, если мы внимательно посмотрим на куб Неккера, мы обнаружим, что хотя поверхности куба ме­няют свое расположение по глубине, они не изменяются по величине. Этот факт прямо говорит нам о том, что механизм константности здесь не вовлекается, не приво­дится в действие признаками глубины, изображенными линейным образом на бумаге. Если мы сделаем светя­щийся куб (проволочную модель, покрытую светящейся краской, чтобы она была видна в темноте, благодаря че­му мы исключаем влияние структурного фона бумаги на восприятие), мы получим совершенно иные результаты. Когда наш светящийся куб изменяется по глубине, он сразу же изменяется и по форме. Та поверхность куба, которая воспринимается как дальняя, кажется больше, хотя обе поверхности куба фактически одинаковой вели­чины. Таким образом, мы видим на этом примере, что за­кон Эммерта применим и к двойственным изображениям. Если мы сделаем настоящий трехмерный куб, мы обнару­жим, что, когда он переворачивается в нашем восприятии, мы видим вместо куба усеченную пирамиду, поскольку та поверхность куба, которая кажется ближе, выглядит меньше, чем та, которая воспринимается как более удален­ная; здесь константность действует в обратном порядке, в соответствии с видимой, а не истинной глубиной, что и приводит к искажениям величины при изменении восприятия глубины. Этот факт может убедить в том, что вос­приятие глубины, по существу, связано с константностью; однако рассмотрим следующие факты. Возьмем рисунок куба, изображенный на бумаге, но с добавочной линией, как показано на рис. 9,14. Эта линия, несмотря на то что она фактически прямая, кажется изогнутой в том месте, где она пересекает угол куба. Теперь тщательно проследи­те за этой линией, когда куб изменяется (неожиданно) по параметру глубины. Вы увидите, что линия продолжа­ет казаться изогнутой точно таким же образом. Здесь мы видим нечто совершенно иное по сравнению с тем, что происходит, когда подобная линия добавляется к настоя­щему трехмерному светящемуся кубу: тогда линия будет также казаться изогнутой (вследствие константности), но направление изгиба меняется, когда восприятие куба изменяется по глубине.

Изгиб линии, пересекающий угол нарисованного куба, определяется не тем, кажется ли этот угол внутренним или внешним, а просто тем, является ли этот угол внутренним или внешним в обычных условиях трехмерного восприятия. Это важное обстоятельство, так как оно под­тверждает, что иллюзорное искажение линии возникает не вследствие механизма константности, действующего в соответствии с видимой глубиной, а прямо согласуется с признаками глубины, хотя бы им и противоречила фак­тура бумаги, из-за которой куб кажется плоским. Если мы поместим линию, подобную этой, поперек светящего­ся куба, то направление изгиба этой линии будет изме­няться по мере изменения ориентации куба в нашем восприятии — здесь закон Эммерта перестает действовать.

Можно измерить видимую глубину, восприятие кото­рой возникает благодаря перспективе или другим приз­накам глубины; это можно сделать с помощью ряда тех­нических приемов, обеспечивающих объективное измере­ние видимой глубины. С помощью этих приемов (предло­женных автором) можно прямо соотнести видимую глу­бину с иллюзиями.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Дополнительные материалы

Механизм воспроизводства интеллектуального капитала
Любая инновация — в первую очередь результат интеллектуального труда, интеллектуальной деятельности предприятия. Это, как правило, ассоциируется с дополнительными расходами, а следовательно, с повышением себестоимости продукции, причем затраты на интеллектуально-инновационную деятельность подсчитываются достаточно просто на основании бухгалтерского учета расходов. Проблема возникает при оценке доли прибыли, которая получается в результате овеществления интеллектуального труда при создании инн ...