Естественнонаучная основа логопедической ритмики

Страница 1

«Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой — первое издание в России, посвященное проблемам логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией. Согласно исследованиям современных ученых, Г.А. Волковой, Н.А. Власовой, В.А. Гринер, естественнонаучная основа логопедической ритмики складывается из комплекса биологических, психолого-педагогических и музыкальных дисциплин.

Естественнонаучная основа базируется на учениях И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Современные исследования высшей нервной деятельности оказывают существенное влияние на формирование и развитие методик обучения и воспитания в случаях нарушения или недоразвития речевых навыков.

Исследования И.М. Сеченовым, И.П. Павловым и их последователями высшей нервной деятельности позволяют использовать знания об условно рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа[3].

Рассмотрение ключевых моментов онтогенеза нервной системы в рамках данной курсовой работы необходимо для того, чтобы обосновать биолого-физиологическую составляющую методов логоритмики.

Пирамидная система – система нервных структур центральной нервной системы - одно из поздних приобретений эволюции, поддерживающее тонкую и сложную организацию движений. Она появляется только у млекопитающих, особенно развита у человека.

Миелинизация нервных волокон пирамидных путей начинается на последнем месяце внутриутробной жизни и продолжается в течение года после рождения. Это свидетельствует о том, что процесс миелинизации нервных волокон распространяется вначале на филогенетически более древние, а затем — на более молодые структуры. От последовательности миелинизации определенных нервных структур зависит очередность формирования их функций. Этим объясняется позднее созревание пирамидной системы и постепенное начало проявления ее функции в первые два года жизни ребенка. В это время бурно развиваются нервные элементы коры большого мозга, где происходит не только миелинизация нервных волокон, но и функциональная дифференциация клеточных элементов и их постепенное созревание, которое длится в течение первого десятилетия.

Учение И.П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков. Раннее развитие моторики грудного ребенка проявляется в первых движениях при крике и дыхании, в поворотах головы к груди матери, к пальцу, касающемуся его щеки, в рефлексах сосания[4].

До первого полугодия жизни ребенку присущи движения автоматического и защитного характера паллидарного происхождения.

В «Логопедической ритмике» автор пишет, что в возрасте полугода наступает переломный момент в моторике грудного ребенка: наблюдается переход от синкинезий к синергиям (синкинезии — одновременные движения, лишенные смысловой связи, у взрослого всегда патологические. Синергии — содружественные движения или их компоненты, направленные к совместному разрешению определенной двигательной задачи).К 7 месяцам ребенок обретает позу. Второе полугодие (с 7 месяцев) является прелокомоторным периодом: периодом подготовки к ходьбе и бегу. Двуногая локомоция развивается к началу 2-го года жизни. В 12—18 месяцев у ребенка имеются только два реципрокных импульса: один — прямого, другой — попятного направления. Полный комплект динамических волн ходьбы заполняется только к 5 годам.

По мнению психолога М.О. Гуревича, дети 2 лет производят впечатление увальней, дети 3—7 лет отличаются подвижностью и грациозностью, двигательным богатством. Но оно проявляется лишь при свободных движениях. Стоит заставить ребенка производить точные движения, как он быстро утомляется и стремится уйти к своим играм, где движения свободны. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостаточно выработанных двигательных стереотипов. Таким образом, в возрасте 3—7 лет преобладает выразительная, изобразительная и обиходная моторика[5].

Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, общее развитие моторики направлено на постепенное овладение возможностями координации и на упрочение динамического стереотипа движений. К 11 годам несколько уменьшается богатство движений, но совершенствуются мелкие, точные движения. Остается по-прежнему неспособность к длительной продуктивной работе. Известная гармония, достигнутая к 10 годам, снова нарушается в большей или меньшей степени в пубертатном периоде — происходит перестройка моторного аппарата: нарушается умение владеть движениями и соизмерять их, вследствие этого появляются неловкость, угловатость, избыточные гримасы, недостаточная координация движений, нарушается торможение.

Оформление моторного динамического стереотипа до степени развития, свойственного взрослому, завершается только после полового созревания, намного позже, чем заканчивается анатомическое формирование центральной нервной системы.

Страницы: 1 2 3 4

Дополнительные материалы

Дневник по практике о получении первичных навыков по дисциплине основы сестринского дела
Краткая характеристика развития « Красноярского краевого онкологического диспансера» Важным этапом в развития онкологии послужили организация врачебных обществ, открытие раковых институтов. Неоценимый вклад в организацию онкологической службы в России внесли П.А. Герцен, Н.Н. Петров и др. Важным этапом противораковой борьбы явилось постановление Совнаркома РСФСР от 23.11.34 г. № 1135 « Об организации борьбы с раковыми заболеваниями». Развитие онкологической службы в послевоенные годы в значи ...