Понятие и структура интеллектуального капитала

Интеллектуальный капитал — это активы, представляющие собой мысленные знания, то есть не отделимые от сотрудников, и знания, воплощенные в результатах мыслительной деятельности (структурах, интеллектуальной собственности, клиентах). При этом не имеет значения, приобретен объект интеллектуальной собственности (например, патент) у третьих лиц или создан в компании, поскольку основным признаком является то, что он является результатом мыслительной деятельности.

Интеллектуальный капитал — это накопленные полезные знания, интеллектуальный материал, который сформирован, закреплен за компанией и используется для производства более ценного имущества. Разум становится имуществом, когда под влиянием свободно действующей силы мозга создается нечто полезное, имеющее определенную форму: перечень сведений, база данных, описание процесса и т.д. В этом определении подчеркивается происхождение: интеллектуальный капитал рассматривается как результат работы мысли, результат знаний. Можно сказать, что интеллектуальный капитал — это знания, воплощенные в более осязаемую, чем мысль, форму.

Практически все исследователи этого вопроса и менеджеры выделяют три составляющих интеллектуального капитала:

1)

человеческий капитал;

2)

организационный (структурный) капитал;

3)

потребительский (клиентский) капитал.

Человеческий капитал – это та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку, и на уровне компании к ее трудовым ресурсам. Он включает знания, практические навыки, творческие способности людей, их моральные ценности, культуру труда.

Организационный капитал – это та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом и определяет ее материальные, интеллектуальные и инновационные средства, которые работники компании используют в своей деятельности. Сюда входит техническое и программное обеспечение, организационные структуры, патенты, брэнды. Организационный капитал является в большей степени собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.

Потребительский капитал – это та часть интеллектуального капитала, которая формируется в процессе взаимодействия с клиентами (устойчивые связи с клиентами, маркетинговые возможности, клиентские базы данных).

Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних видов нематериальных активов на другие.

На сегодняшний день происходит смещение акцентов с производства обычных товаров и услуг на производство сложных социальных комплексов “продукт + потребитель + предпочтения”, максимальное вовлечение потребителя в процесс создания продукта, обеспечение возможности улавливать индивидуализированные вкусы клиентов, и немедленно воплощать их в продукции. Сегодня понятно, что данная задача неразрешима без привлечения информационных технологий, без создания специализированных баз данных клиентов, без систем мониторинга и обработки информации о состоянии рынка в реальном времени, без обеспечения мгновенной обратной связи с потребителем. Поэтому ядром клиентского капитала компании становится не просто стратегия работы с клиентом, но и ее информационное обеспечение.

Дополнительные материалы

Пребиотики
Пребиотики – это препараты немикробного происхождения, способные оказывать позитивный эффект на организм хозяина через селективную стимуляцию роста или усиления метаболической активности нормальной микрофлоры кишечника. В эту группу входят препараты, относящиеся к различным фармакотерапевтическим группам, но обладающие общим свойством – стимулирововать рост и развитие нормальной микрофлоры кишечника. Лактулоза (дюфалак) Большую группу пребиотиков натурального или искусственного происхождения ...