Модели интеллектуального капитала лекарственного средства

Страница 2

Каждый из показателей в этой модели имеет свою единицу измерения (проценты, коэффициенты, стоимость в денежных единицах, удельные показатели и т.д.). Очевидно, что представленная система показателей дает не прямую, а косвенную оценку интеллектуального капитала фармацевтической компании, в виде результатов (например, добавленная стоимость, удовлетворенность клиентов) или внешних проявлений деятельности менеджеров по увеличению стоимости компании (например, затраты на обучение и образование сотрудников).

Интеллектуальный капитал лекарственного средства как категория во многом неосязаемая (нематериальная) входит и в другие элементы национального богатства в виде технологий, ноу-хау (которые невозможно отделить от основных фондов), в виде стоимости объектов культуры, шедевров, относящихся к национальному достоянию, и прочее. Оценка интеллектуального капитала (и соответствующие модели) могут довольно значительно отличаться в разных компаниях. Поэтому сложившаяся основная структура интеллектуального капитала лекарственного средства постоянно дополняется новыми подходами и попытками точнее учесть нефинансовые факторы роста стоимости.

В трех- и четырехлистных моделях интеллектуального капитала лекарственного средства в наибольшей степени учтено взаимодействие между элементами интеллектуального капитала. Трехлистная модель FiMIAM (Финансовый метод измерения неосязаемых активов): при пересечении кругов возникают новые элементы интеллектуального капитала, содержание каждого из которых описывается авторами с целью как можно точнее учесть влияние элементов на стоимость компании. В четырехлистную модель включен такой элемент, как стратегический альянс, или партнерский капитал, который рассматривается как отношения между акционерами. Уход партнера также может привести к потере доходов компании. Основное же достоинство этой модели в том, что авторами построена шкала структурированности элементов интеллектуального капитала (их всего 15, как число различных сочетаний 4-х основных элементов), на которой наиболее структурированным (следовательно, полностью принадлежащим компании) является структурный капитал, наименее — клиентский капитал; структурированность человеческого капитала рассматривается ниже среднего уровня. Такой элемент, как, например, «структурный капитал плюс человеческий капитал» рассматривается как знания, компетенция и умения сотрудников, вовлеченные в структуру компании и которые не могут быть потеряны из-за ухода работника. Этот показатель помещен в середину шкалы структурированности интеллектуального капитала.

Модель Финансовый метод измерения неосязаемых активов FiMIAM

Модель «Финансовый метод измерения неосязаемых активов» (FiMIAM)

В некоторых моделях клиентский капитал называется капиталом отношений, или связей, но под этим понимаются также лояльность и удовлетворенность клиентов.

Оценка уровня интеллектуального капитала лекарственного средства по нескольким элементам сложна для интерпретации, поэтому существуют и модели, предлагающие один обобщающий показатель. Наиболее известным является IC-индекс, который ещё называется показателем 2-го поколения в отличие от показателей 1-го поколения, дающих информацию только об отдельных элементах интеллектуального капитала. IC-индекс представляет собой коэффициент, увязывающий финансовые (в частности, экономическую добавленную стоимость и оценку стоимости фирмы) и нефинансовые (стратегия, компетенция) измерители.

Страницы: 1 2 

Дополнительные материалы

Классификация мазевых основ
...