Медицинское интервью.

Страница 1

Под медицинским интервью понимается любое сколь-либо продолжительное общение врача со своим пациентом. В отличие от привычного отечественного синонима «беседа с больным» термин «интервью» подчеркивает наличие у того, кто его про­водит, специальных навыков и умений, а также заранее подго­товленного плана его ведения.

Коммуникационные навыки делятся на базовые и продвину­тые.

Базовые навыки, которые и будут далее рассмотрены в струк­туре медицинского интервью, могут быть условно разделены на: 1) навыки межличностного взаимодействия, 2) навыки сбора информации и 3) навыки передачи информации пациенту.

Ниже будут описаны составные части медицинского интер­вью, а также изложены наиболее типичные врачебные ошибки по каждой из этих частей.

I этап. Установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение доминирующих мотивов проведения интервью.

II этап. Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины — концепции болезни; структурирование проблемы.

III этап. Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.

IV этап. Оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии; антиципационный тренинг.

. Открытие интервью

Интервью должно начинаться с приветствия пациента вра­чом. Важно, чтобы форма приветствия соответствовала возрасту и социальному опыту пациента и чтобы вербальное (словесное) приветствие было подкреплено невербальными средствами — это может быть пожатие руки, наклон тела в сторону пациента, кивок головы, улыбка и т. п. Если такого соответствия вербальной и невербальной части приветствия не будет, то больной воспри­нимает приветствие как неестественное и неискреннее (о не­вербальных коммуникациях см. раздел 2.2.6). В случае, если паци­ент опоздал на прием, нужно всегда выяснить причину этого, так как опоздание часто бывает неосознаваемой попыткой избе­жать встречи.

Место, где пациенту следует сесть, чаще всего должно быть указано ему врачом, лишь иногда с диагностической целью мож­но дать пациенту возможность самому выбрать себе место и по­смотреть, как он это сделает: при этом тревожный больной по­пытается спрятаться за каким-либо барьером, депрессивный зай­мет самое неудобное и непрестижное сиденье и т. д. Далее, если эта встреча первая, врачу следует представить себя больному; психологически правильнее сделать это даже в том случае, если фамилия врача написана на двери кабинета, в регистратуре и т. д. Важно помнить, что произнесение человеком своего имени, фамилии, должности невнятно и коротко свидетельствует о его пониженной самооценке и не способствует повышению его ста­туса в глазах собеседника.

Далее следуют вводные комментарии, где врач коротко опи­сывает то, как он представляет себе цель встречи, основные воп­росы, которые должны быть в ходе ее решены, в некоторых случаях он указывает, каким временем располагает.

Последняя часть этого раздела интервью — приглашение па­циенту самому сформулировать возможно свободнее и полнее проблемы, которые привели его к врачу. Отметим, что цели встречи в изложении врача и пациента могут совершенно не со­впадать. Если это так, то нужно обсудить разногласия и прийти к общему решению о том, какие цели имеет встреча и какие воп­росы будут на ней обсуждены. Не следует, особенно в амбула­торной практике, намечать слишком широкие и неопределен­ные цели, лучше разделить работу на несколько встреч, каждая из которых посвящена какой-либо определенной проблеме.

Все перечисленные навыки относятся к навыкам межлично­стного взаимодействия.

Типичные врачебные ошибки: игнорирование приветствия или его невербальной части, отсутствие представления врачом са­мого себя, нередко пациенту не дается возможности самому сформулировать цели прихода к врачу, что важно сделать имен­но в начале интервью.

I этап клинического интервью («установление доверительной дистанции») можно определить как активное интервью. Он является наиболее важным и трудным. Первое впечатление пациента способно решить дальнейший ход интервью, его желание продолжать беседу, пойти на раскрытие интимных подробностей. Общение врача с пациентом начинается с ситуативной поддержки. Интервьюер берет нить разговора в свои руки и, мысленно поставив себя на место пациента, впервые обратившегося к врачу, помогает тому начать разговор.

Страницы: 1 2

Дополнительные материалы

Анализ ассортимента антацидных лекарственных средств по матрице БКГ
«Гастал» таблетки для рассасывания «Гевискон» суспензия для приема внутрь «Маалокс» таблетки жевательные «Маалокс» суспензия для приема внутрь «Ренни» таблетки жевательные «Фосфалюгель» гель для приема внутрь «Альмагель» суспензия для приема внутрь ...