II этап клинического интервью

Страница 2

К числу важных коммуникационных навыков относится также активное слушание, при котором врач вербальными и невербальными средствами (например, кивками головой, фиксацией

взгляда, наклоном тела в сторону пациента и др.) постоянно показывает, что понимает суждения пациента и принимает на себя за это ответственность.

Умение правильно делать паузы в беседе и пользоваться молчанием — навык в значительной степени творческий и приобретаемый интуитивно. Не нужно бояться пауз в беседе — они часто дают больше, чем слова, и они особенно важны при выявлении скрытых, глубинных переживаний пациента. Напротив, излишняя многословность врача нередко служит проявлением его неосознанной защиты от проблем пациента, иметь дело с которыми врач совершенно не готов.

Очень важной и часто игнорируемой частью навыков сбора информации является способность врача прояснить проблемы пациента и оправдать его ожидания от консультации, иными словами, выяснить тривиальный вопрос: зачем этот пациент пришел к врачу? В большинстве случаев предполагается, что пациент пришел обследоваться или лечиться, но часто это далеко не так. Причины обращения пациента могут быть чрезвычайно многообразны и носить характер не только медицинский, но психологический и социальный: желание получить больничный лист, потребность услышать от врача правдивый ответ, например, какова вероятность возникновения у больного инфаркта миокарда или внезапной смерти, обмен текущей медицинской информацией (особенно у хронических больных «со стажем»), желание обсудить семейный конфликт или просто необходимость излить душу внимательному собеседнику и т. д. При этом следует помнить, что удовлетворенность пациента от встречи с врачом определяется не квалификацией врача вообще, а тем, получил ли пациент то, что искал в этой встрече. Здесь кроется причина того, что многие с медицинской точки зрения безупречно проведенные приемы больных оставляют их совершенно неудовлетворенными и наоборот.

При этом отметим, что действительные мотивы обращения к врачу в силу механизмов психологической защиты (см. раздел 7.1) могут иногда не вполне осознаваться и самим пациентом, например, больной гипертонической болезнью пришел якобы для того, чтобы «измерить давление», хотя при дальнейшем расспросе может оказаться, что действительная причина для встречи с врачом — страх возникновения инфаркта или инсульта. Поэтому консультация будет тем успешнее, чем раньше врач выяснит для себя, что именно хочет получить от него данный пациент.

Заключительный этап — суммирование собранной информации и выдвижение предварительной гипотезы (она может касаться определения характера болезни, или ее причин, или плана дальнейших действий и т. д.).

Наиболее частые ошибки — закрытые и наводящие вопросы в начале и открытые — в конце интервью, непрояснение ожиданий пациента от консультации и отсутствие суммирования собранной информации.

2.2.4. Руководство интервью

Навык этот состоит в умении врача постоянно держать нить беседы в своих руках и направлять ее по своему усмотрению, не выглядя при этом излишне авторитарным и категоричным. Методами, которые при этом могут быть использованы, являются похвала и ободрение пациента (позитивное подкрепление), когда он, например, точно и выразительно описал свои жалобы. К этим же методам относится способность врача остановить и перебить пациента там, где это необходимо, организовать течение беседы вокруг главной темы, избегая ненужных отклонений, исследовать мысли, предположения и ожидания больного в отношении своей болезни. Для правильного руководства интервью важно уже в самом начале ясно определить его цель (см. выше) и, если пациент начинает отклоняться на другие темы, остановить его примерно такими словами: «То, о чем вы сейчас говорите, очень интересно, но мы уже договорились, что сегодня наша цель — обсудить . Если мы будем отклоняться, то не успеем сделать главное, поэтому давайте вернемся к основной теме».

Умение врача руководить ходом интервью наглядно проявляется в его способности точно уложиться во время, отпущенное им самим на беседу. Заметим попутно, что ситуация, когда каждое интервью длится одинаковое время, например 10 или 15 минут, с психологической точки зрения глубоко ошибочна — в некоторых случаях бывает достаточно и 3 минут, а в других и 30 минут может быть мало. Подчеркнем также, что много беседовать с больным и хорошо беседовать с больным— вещи совершенно разные.

Наиболее распространенным недостатком является утрата контроля за ходом интервью со стороны врача — при этом оно превращается в неструктурированный, бессистемный и затянувшийся по времени «обмен мнениями», становясь похожим на обычную бытовую беседу.

2.2.5. Вербальное общение

Требования к вербальному (то есть словесному) поведению врача вполне очевидны: правильность и точность языка, краткость и четкость выражений, отсутствие в речи слов-паразитов, канцеляризмов и так называемого медицинского жаргона, избегание многословия, ненужных повторов, а также менторского тона, понятность языка врача для пациента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Дополнительные материалы

Народная медицина
В народной медицине существует множество способов борьбы с гельминтозом, поэтому вовсе не обязательно покупать дорогостоящие лекарства. Итак, при гельминтозе очень хорошо помогает обычный лук. Его необходимо мелко порезать и поместить в бутылку на 500 мл. При этом лука в бутылке должно быть на половину бутылки. Остальную часть бутылки занимает водка. Такую настойку необходимо держать в тепле 10 дней, чтобы она настоялась, затем процедить и принимать дважды в день перед приемом пищи по 1-2 ст. ...