Пропедевтика хирургии

Страница 1

Распрос больного

Если состояние больного тяжелое и ему трудно или не следует говорить (резкие боли, сильная одышка, кровохаркание, значительная слабость и т. п.), нужно его расспросить лишь о том чего нельзя узнать у родственников или окружающих. Расспрашивать больного следует в такой форме, чтобы он мог отвечать одним словом или знаком.Если больной находится в бессознательном состоянии или утратил речь, если он не знает языка исследующего или умышленно не желает отвечать на вопросы, надо расспрашивать родственников или лиц, доставивших больного, или же без предварительного расспроса произнести объективное исследование больного.В случае внезапного заболевания, тяжелой травмы нужно быстро произвести краткий опрос, собрать самые необходимые сведения, так как состояние больного может ухудшиться, и распрос окажется невозможным.При исследовании больного и дальнейшем наблюдении за ним в. больнице следует обращать внимание на его поведение (спокойное, неспокойное); речь при общении с лечащим врачом (быстрая, торопливая, неторопливая, спокойная, заторможенная); как он реагирует на исследование, лечебные мероприятия, на окружающую обстановку; следует также обращать внимание на отношение больного к персоналу, отношение к своей болезни.

Общие справочные сведения о больном

Фамилия, имя, отчество. Возраст. Образование, Национальность. Семейное положение. Профессия — в каком учреждении, предприятии работает, в какой должности; домохозяйка, пенсионер и пр. Местожительство. Дата поступления в больницу (клинику).Чтобы иметь представление о материально-бытовых условиях домохозяйки, следует спросить о профессии мужа (детей).При расспросе детей следует выяснить профессию родителей. Основные жалобы больного

Подробная характеристика (детализация) жалоб.Если больной жалуется, например, на боли в подложечной области, рвоту, изжогу, то нужно подробно охарактеризовать каждую жалобу. Соответствующие указания имеются в разделе «Распрос об общем состоянии больного и о состоянии отдельных органов и систем».

Анамнез данного заболевания (anamnesis morbi)

Когда (сколько времени тому назад), как (внезапно, сразу остро, медленно, постепенно), при каких условиях и какими проявлениями началось данное заболевание?Как развивалось и протекало заболевание до настоящего момента? Какое лечение применялось, и какие его результаты? Если доставлен пострадавший от травмы (повреждения открытого или закрытого), то нужно выяснить следующее:Когда (сколько времени тому назад), при каких обстоятельствах получена травма?Помнит ли пострадавший момент и обстоятельства травмы (или сведения об этих обстоятельствах получены от родственников, очевидцев или других лиц, доставивших пострадавшего)?Потерял ли сознание пострадавший в момент травмы, надолго ли?В каком положении находился пострадавший в момент травмы?В случае открытого повреждения — было ли значительное кровотечение из раны?Была ли оказана первая помощь пострадавшему когда, где, кем, какая помощь?Какие явления со стороны других органов наблюдались: головокружение, тошнота, рвота, кровохаркание, гематурия, другие?

Общее состояние

Самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое).Похудание (давно ли, в какой степени).Бледность (давно ли, усиливается ли).Общая слабость (давно ли, в какой степени, может ли ходить, стоять, может ли сидеть или только лежать).Работоспособность (сохранена, понижена, утрачена, давно ли).Лихорадочное состояние (повышение температуры, часто ли, давно ли; высота, тип лихорадки, продолжительность; познабливание, ознобы, поты).

Нервная система

Черноруцкий М. В., известный клиницист-терапевт, в заключительной части своей книги «Диагностика внутренних болезней» (1953 г.) в одном из примечаний к общему плану и схеме клинического обследования больного пишет; «Более детальный и углубленный расспрос о внутренней жизни больного и его психо-эмоциональном состоянии в данный момент должен производиться по окончании объективного исследования больного, когда между ним и врачом установился достаточный контакт (заключительный рас спрос).Не было ли травм (ушибы, ранения, другие повреждения) головы, позвоночника? Не было ли психических травм (тяжелые непосильные переживания, нервные по трясения)? Длительность трудной травмирующей ситуации. Не было ли тревог, лишений, внезапных и резких изменений жизненных условий? Легко ли удалось приспособиться к изменению этих условий? Часто ли бывали эмоциональные переживания отрицательного характера и легко ли, быстро ли больной их подавлял? Реакция больного на различные раздражения, эмоциональные переживания, на окружающую обстановку раньше и теперь?Сон. Спокойный, глубокий, неглубокий, прерывистый, тревожный, крепкий, плохой. Медленно или быстро засыпает, часто ли просыпается? Сколько часов спит ночью, высыпается ли, чувствует ли себя бодрым, отдохнувшим после сна, спит ли днем (сколько времени)? Постоянная сонливость днем. Правильно ли чередуются бодрствование и сон? Бессонница — часто ли, давно ли, «причины (боли, кашель, тяжелые переживания, другие причины), спит ли в гигиенических условиях?Головные боли. Бывают ли постоянно, по временам, часто ли, давно ли? Бывают ли приступы головных болей? Болит ли вся голова или отдельные области (какие)? Боли поверхностные, глубокие. Характер, интенсивность, продолжительность болей. При каких условиях боли появляются, усиливаются, уменьшаются, успокаиваются? Сопровождаются ли головные боли какими-либо явлениями со стороны других органов (тошнота, рвота, ослабление зрения и др.).Головокружения (Головокружения, обмороки часто связаны с сосудистой недостаточностью). Бывают ли, часто ли, давно ли, интенсивность, продолжительность? Сопровождаются ли головокружения шумом в ушах, тошнотой, рвотой, расстройством равновесия? При каких условиях появляются, усиливаются, прекращаются?Обмороки. Бывают ли, часто ли, давно ли?Нет ли расстройств чувствительности? Не ощущает ли ползаний мурашек, покалывания, жжения, похолодания, онемения — в каких местах?Судороги. Бывают ли судороги, характер их (клонические, тонические)?Припадки эпилепсии. Часто ли бывают, давно ли, при каких условиях появляются, продолжительность? Чувствует ли приближение припадка, как именно?Нет ли или не было ли парезов, параличей (вялых, спастических), гемиплегии, параплегии, моноплегии; давно ли, как появились, развивались (внезапно, быстро, медленно, постепенно)?Психическая сфера. Бывают ли галлюцинации, иллюзии, навязчивые состояния: навязчивые мысли (потребность думать постоянно об одном и том же); навязчивые страхи (боязнь темноты, высоты, одиночества и др.); навязчивые действия (потребность сделать какое-нибудь бессмысленное движение) — давно ли?Память (ослабление), забывчивость — в какой степени?Внимание, рассеянность — в какой степени?Раздражительность, вспыльчивость—в какой степени? Нетерпение, суетливость, торопливость.Настойчивость в достижении цели, в преодолении трудностей; выдержка; самообладание, мужество; решительность, предприимчивость, слабоволие, нерешительность, малодушие, бездеятельность.Настроение — бодрое, хорошее, возбужденное, подав ленное, грустное.Смена настроения — часто ли? Преобладающее наст роение.Характер — спокойный, уравновешенный, живой, подвижный, медлительный, беспокойный, раздражительный, замкнутый.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Дополнительные материалы

Вклад Ушинского в развитие педагогики
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). Немножко истории о нём. Прожил он недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. То же, что Коменский в Моравии, Песталоцци в Швейцарии, совершил Ушинский в России — переворот в теории, рево­люцию в педагогической практике. Ушинский разделил судь­бу своих великих предшественников, испил, как и они, пол­ную чашу гонений, преследований, зависти, травли. Удиви­тельное постоянство обнаруживает судьба, когда захочет кого-то возвеличи ...