Словообразование в клинической терминологии офтальмологии

Страница 1

В ходе работы нами было рассмотрено около 150 анатомических и клинических офтальмологических терминов, отобранных из учебника Басинского С.Н., Егорова Е. А. «Клинические лекции по офтальмологии», изд. «Гзотар Медиа», 2005 г. и учебника «Глазные болезни» под редакцией В.Г. Копаевой – М.: Медицина, 2002.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в клинической терминологии офтальмологии велик удельный вес сложных по структуре слов – словообразовательных конструкций разного рода, составленных из корневых и словообразовательных элементов (префиксов и суффиксов) греко–латинского происхождения. Так, само название науки «офтальмология» образовано двумя греческими корнями: «ophthalтos» - глаз и «logos» - ­наука.

За каждым терминоэлементом в рамках медико-биологической терминологии, как

правило, закрепилось одно, реже два или три значения, которые участвуют в формировании семантики термина. Именно поэтому значение слова, обладающего мотивировкой (внутренней формой), в принципе выводимо из его словообразовательной структуры. Так, например, ориентироваться в семантике терминов atrophia (зрительного нерва), anaemia, atonia, hypogenesia, hypotonia, asthenopia , astigmatismus позволяет знание составляющих терминоэлементов, семантика которых стабильна и четко зафиксирована.

Рассмотрим подробнее словообразование офтальмологических терминов, наиболее часто встречаемых в рассмотренной нами офтальмологической литературе.

Распространенным способом словообразования является префиксация с использованием греческих приставок. Префиксация не меняет значения слова, а лишь добавляет к этому значению некоторый компонент, указывающий на локализацию, направление, протекание во времени, на отсутствие или отрицание чего- либо. К наиболее распространенным префиксам, используемым в офтальмологической терминологии относятся следующие:

1. а-, ан-

(греч. неотделяемая отрицательная приставка а-, ап-) - отсутствие, недостаточность или отрицание признака, выраженного во второй части слова. Астигматизм – astigmatismus, i, m

Дословно: отсутствие точки фокуса. Астигматизм - одна из патологий рефракции (преломляющей способности глаза). Связана с тем, что преломление (отражение) лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково, поэтому каждая точка воспринимаемого предмета предстает размытым эллипсом и на сетчатке никогда не получается его четкого изображения.

2. гипо-(греч. предлог и приставка hypo) - 1) под, ниже, снизу; 2) понижение, уменьшение чего-либо, недостаточность, слабая выраженность.

Гипоплазия – hypoplasia, ae, f .

hypо (понижение) + plasis (образование)

Гипоплазия макулярной области – аномалия развития сетчатки, связанная с потемнением макулярной области сетчатки и сопровождающаяся полной или частичной потерей зрения.

3. гипер-(греч. предлог и приставка hyper) – 1) над, сверху; 2) повышение, увеличение чего-либо, повышенная выраженность чего либо.

Гипертрофия – hypertrophia, ae, f.

hyper (повышенная выраженность признака) + trophia (питиание, пища)

Гипертрофия глазного яблока – ненормальное увеличение размеров глазного яблока.

4. диз-, дис

- (греч. неотделяемая приставка dys-) - затруднение, отклонение от нормы, нарушение, расстройство функции.

Дисфункция - dysfunctio, onis, f.

dys + functio (деятельность, работа)

Дисфункция зрительного нерва – нарушение нормального функционирования зрительного нерва, ведущее к полной потере зрения.

На основе анализа учебника Басинского С. Н. «Клинические лекции по офтальмологии» можно говорить, что наиболее продуктивным способом образования терминов греко-латинского происхождения является основосложение. При сложении в качестве мотивирующих основ в сложных словах выступают греческие или, реже, латинские терминоэлементы с анатомическим значением. Конечные компоненты несут главную смысловую нагрузку. Рассмотрим наиболее часто употребляемые конечные греческие терминоэлементы.

Страницы: 1 2 3

Дополнительные материалы

Функции гликозидов
Из нескольких теорий, предложенных для объяснения роли гликозидов в физиологии растений, следующие три наиболее правдоподобны. 1) В незрелых фруктах гликозиды, благодаря их горькому вкусу, служат для защиты от поедания животными. По мере созревания фруктов бесцветные горькие гликозиды расщепляются, выделяя пигменты, придающие плодам привлекательный цвет, ароматические вещества, сообщающие им аромат, и сахара, делающие их сладкими. Все это привлекает различных животных, птиц и насекомых, что ...